Смотреть комментарии. В Дагестане вновь подняли вопрос о возвращении в республику черепа самого противоречивого героя Кавказской войны — наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата. Останки легендарного военачальника хранятся в музее в Санкт-Петербурге, несколько десятилетий их пытаются вернуть на родину, но пока безуспешно.
Иван Грозный, имам Шамиль, Казанское ханство, или Как в России пытаются переписать историю
Оценки личности Шамиля в советское время несколько раз менялись под влиянием пропаганды, и сами современники имама не всегда однозначно оценивали его действия, рассказали "Кавказскому узлу" чеченские историки Хасан Бакаев и Зелимхан Мусаев. Чеченское общество переосмысливает свою историю, и начатый Кадыровым спор о Шамиле стал выражением этого процесса, считает востоковед Ахмет Ярлыкапов. Как писал " Кавказский узел ", в ю годовщину вторжения боевиков в Дагестан, Рамзан Кадыров провел параллель между этими событиями и Кавказской войной, обвинив имама Шамиля в репрессиях против чеченцев за нежелание противостоять России. Впоследствии он заверил, что относится с большим уважением и к имаму, и к дагестанцам, которые поспорили с его оценкой личности Шамиля. Отношение к имаму Шамилю в чеченском обществе всегда было в основном положительным, хотя в последнее время его историческая роль была предметом споров и оценки высказывались разные, порой полярные, рассказал чеченский историк Зелимхан Мусаев.
В столице древнего Аварского ханства в Хунзахе появилась свежая могила. Группа молодежи из села Цельмес заявила, что там похоронены останки самого противоречивого героя кавказской войны и знаменитого произведения Льва Толстого Хаджи-Мурат. Якобы они их привезли тайком из Азербайджана в Дагестан. Историки в Дагестане сомневаются в принадлежности останков Хаджи-Мурату.
Кавказ и Турция связаны многовековыми культурными, религиозными и историческими связями. Долгое время Османский девлет фактически являлся главным игроком на Кавказе, владея Грузией и осуществляя протекторат над Крымским ханством и другими государственными образованиями между Черным и Каспийским морями. Более того, османские правители являлись халифами всех мусульман, а значит обладали большим авторитетом у преимущественно суннитского большинства Северного Кавказа, которое почтительно называло султана «хункар» производная от османского «худавендигар».